MBA ВШМБ
Высшая Школа Международного Бизнеса ЮИМ
При поступлении слушателей на программу МВА в Высшую школу международного бизнеса ЮИМ экзамены не проводятся. Формальным требованием является 2-летний опыт профессиональной деятельности на предприятии или в организации. Но совершенно обязательным является предоставление эссе на тему «Профессиональная деятельность и развитие карьеры». Формулировка столь незатейлива, но насколько грамотно и профессионально обосновывают будущие обладатели степени "Мастер делового администрирования" свою роль, место и меру ответственности за судьбу России через призму собственного участия в экономических процессах, происходящих в стране. И это на основе глубокого и неравнодушного анализа агрессивных факторов внешней среды, препятствующих развитию бизнеса и предпринимательства в виде откатов, воровства, коррупции, безграмотности и очевидной вредности установленных норм, правил, законов и подзаконных актов и некомпетентности менеджмента, пагубно влияющих на эффективность экономики России, как на микро, так и на макро уровнях, т.е. в государственных, региональных и муниципальных структурах управления. По итогам собеседований, проводимых с потенциальными слушателями, критериями выбора программы МВА, реализуемой в ВШМБ ЮИМ (кстати, единственной образовательной структуры в регионе, имеющей собственную, а не арендованную, государственную бессрочную лицензию и международную аккредитацию ЕСБО (штаб-квартира г. Брюссель)) назывались следующие по значимости: -​ новые знания, навыки и компетенции; -​ карьерный рост; -​ новые деловые связи; -​ престиж; -​ практические консультации преподавателей-практиков. Одна из самых мощных региональных программ создавалась благодаря преподавателям высокой квалификации, имеющим не только степень кандидата или доктора наук, но и, что более значимо, практический опыт работы в своей сфере обучения, к примеру, преподаватель «Антикризисного» и «Производственного менеджмента» имеет опыт руководства четырьмя предприятиями, преподаватель предмета «Внутренний и внешний аудит» является руководителем одной из самых успешных аудиторских фирм и бизнес-тренером, «Налоги и налогообложение» преподаются одним из руководителей Краевой налоговой инспекции. «Таможенное регулирование», «Логистику» и «Международные перевозки» ведет бывший начальник отдела Краевой таможни и действующий начальник отдела международных перевозок «Филипп-Моррис». Научный руководитель программы МВА работал в качестве маркетингового директора ряда фирм, принимал участие в создании банков, страховых компаний, негосударственного пенсионного фонда, Внешнеэкономической Ассоциации, является автором социально-экономических программ на выборах губернаторов и мэров городов, края, консультировал около 50 предприятий и организаций различных форм собственности. Подобный состав преподавателей и бизнес-тренеров, а лучше сказать – единомышленников, обусловлен следующими причинами: -​ неспособностью честных теоретиков понять потребности практических работников-слушателей программы МВА; -​ понимание того, что слушатели в силу предшествующего образования ранее не могли, но должны получить современное актуальные и реальные навыки управления в сфере маркетинга, финансов, экономического анализа, международного бизнеса и предпринимательского права; -​ практически каждый из преподавателей не мог не задуматься, что грозит нашей стране и экономике, если в ней будут торжествовать невежество, классовость, кумовство, воровство и как будут жить наши дети и внуки, и для каждого из преподавателей стоит задача подготовки специалистов, которые помогут этем управлять – это и есть их вклад в борьбу с этими пороками. Объявляемая степень единомыслия предопределяет не только социальную направленность программы (стоимость 201 600 рублей), но и абсолютную антикоррумпированность. Действительно, стоимость программы МВА не позволяет покрывать оплату преподавателям как в долларовой Москве, где сосредоточено уже более 80% финансов, у нас нет «Газпромов», «Сбербанков», которые (скажем, за нас же счет) оплачивают обучение своих работников и спасибо им, что они не требуют запредельной оплаты действительно высокопрофессионального труда. Понимание же проистекает из тех же эссе слушателей прошлых лет, в которых они определяют направление развития программы, что с максимальным приближением к их надеждам и пожелания реализует коллектив преподавателей и бизнес-тренеров ВШМБ ЮИМ.

    С уважением, д.э.н., профессор Лашко С.И.

        Представляем Вашему вниманию выдержки из эссе слушателей прошлых лет, в целях корректности не указываем их фамилии, т.к. в настоящее время они являются действующими руководителями фирм:

          Александр

            На сегодняшний день в России аккредитацию на подготовку МВА - специалистов имеют более 30 школ (в основном они создаются при вузах). На отечественном рынке больше прижилась демократичная европейская модель образования, при использовании которой легче учесть особенности отечественного бизнеса. Например, почти во все программы включены такие необходимые дисциплины, как налоги, бухгалтерский учет и бизнес-этика. Ведь, как это ни прискорбно, приходится учитывать такие российские реалии, как черные и серые зарплаты, многочисленные налоговые схемы, неглубокое знание этической стороны ведения бизнеса и многое другое. Кроме того, в российских бизнес-школах делается упор на то, что студенту не нужно оставлять работу на время обучения. Дело в том, что карьерный рост в отечественном бизнесе имеет высокий темп, и выпадать из работы на год или два менеджеру совершенно непозволительно. И тем не менее, как это ни грустно, уровень бизнес-образования в России все еще оставляет желать лучшего. В отличие от западных учебных заведений, где преподаватели в большинстве своем — практики, у нас ситуация прямо противоположная. Никто не поставит под сомнение важность теоретических знаний, но тем и славится программа MBA, что она дает ответы на конкретные, практические вопросы. Российские школы пока не могут этим похвастаться но, просмотрев учебный план программы МВА ВШМБ ЮИМ, ознакомившись с предлагаемыми для изучения дисциплинами и с перечнем профессорско-преподавательского состава, для себя я принял решение получить степень МВА. Принцип построения программы МВА представлен в виде 6 тематических блоков (модулей). В рамках каждого модуля представлен тот объем знаний, который требуется менеджеру как руководителю, а это именно то, чего мне не хватает в моей настоящей профессии. Так же ещё один значительный фактор, повлиявший на моё решение, касается затрат относительно получения второго (международного) диплома. Чтобы получить такой диплом в московских вузах необходимо ехать заграницу и последний год обучаться там, но не у каждого из нас есть на это свободное время (отрыв от производства, семьи т.д.) и финансовые возможности. Удивительно решена эта проблема в ВШМБ ЮИМ. Они выдают дипломы международного образца, аккредитованные Европейским советом по бизнес образованию, которые признаются западными работодателями и дают возможность получить развитие собственной карьеры благодаря возможностям дальнейшего сотрудничества с зарубежными фирмами-партнёрами.

                Инга

                  Как я представляю свою карьеру? В жизни каждого человека много трудностей и неожиданных поворотов событий. Мне тоже приходится преодолевать много препятствий, но я уверена, что смогу стать настоящим специалистом и в области экономики, и в управлении бизнесом. Для достижения этой цели необходимо много работать над собой уже сейчас и, конечно же, приобретать опыт всеми возможными способами. Опыт очень важен, однако приходит он со временем. Поэтому сейчас нельзя терять это драгоценное время. Мне бы хотелось сделать свою карьеру в процветающей фирме, подняться по служебной лестнице. В моём понимании, сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения общественного мнения. Для амбициозного человека с лидерскими качествами, безусловно, важно быть всегда впереди с лучшими показателями в работе. Для большего умения и уверенности в себе, своих навыках и знаниях, для большей пользы для компании нужно постоянно учиться и расти профессионально. Наступил момент, когда я поняла, что для эффективности моего труда и пользы, приносимой фирме, тех тренингов, что проводит руководство уже недостаточно, нужно дополнительное образование. Но образование образованию рознь. Я поняла, что мне не хватает именно практических навыков, которые, как правило, могут дать именно высококвалифицированные бизнес-тренеры, имеющие за плечами собственный опыт развития предприятия и управления им. В связи с этим стала искать информацию, связанную именно с бизнес-курсами, и обратила особое внимание на сайт Высшей школы международного бизнеса, на котором получила подробную информацию по программе МВА, просмотрев учебный план программы и состав бизнес-тренеров, я поняла, что это именно то, что я искала! И я уверена, что, прослушав курс программы МВА, получу необходимые мне практические навыки и смогу улучшить свои лидерские качества, которые в дальнейшем позволят мне получить достойное место в карьерной лестнице.

                      Татьяна

                        Сегодня формируется новое понимание лидерства в менеджменте: лидер – это человек, способный обеспечить выполнение компанией определенной цели. То есть умеющий построить жизнеспособную систему управления и создать эффективную команду. В нормально работающей системе задача руководителя заключается в том, чтобы собрать руководителей разных подразделений и всем вместе сформу​лировать стратегические цели развития. Не отдел продаж, исходя из своих пожеланий и амбиций, устанавливает план, – ключевые решения принимают совместно руководители всех подразделений. Определяется цель для компании, потом – для каждого отдела. Проводится анализ структуры и возможностей: что есть, чего не хватает, что мешает достиг​нуть нужного результата. Это и есть эффективная система управления: четкое межфункциональное планирование и не менее четкое, точное выполнение прописанных планов. Молодые управленцы руководят различными компаниями ничуть не хуже опытных, зрелых руководителей. Скорее, наоборот, молодость, активность, умение рисковать помогают молодому начальнику добиться успеха там, где более опытные и осторожные потерпят поражение. К тому же, молодые руководители охотнее идут навстречу прогрессу и пользуются его новинками, что делает работу компании еще производительнее. А уж женщины- руководители в последние десятилетия доказали, что управлять, не только маленькими фирмами, но и крупными компаниями, им по силам. Очень важное качество руководителя – образование, которое должно быть, непременно, высшим. Но что еще главнее, образование не должно заканчиваться, то есть процесс самообразования должен продолжаться постоянно. Чтобы быть успешным руководителем, нужно интересоваться новинками психологии, менеджмента, научно-техническими новшествами и уметь применять их на деле, именно для этого я решила получить образование по программе МВА. Сама структура программы построена таким образом, что охватывает широкий спектр основных функциональных областей менеджмента и включает в себя курсы по выбору, работу над проектами, направленными на решение реальных проблем предприятия. Состав дисциплин программы МВА соответствует подготовке управленческих кадров высшей квалификации, способных качественно, на современном уровне, решать проблемы в сфере менеджмента, вырабатывать управленческие решения и развивать в себе лидерские качества, которые в дальнейшем помогут мне стать успешным предпринимателем.

                            Александр

                              Мастер делового администрирования (Master of business administration) – наиболее популярная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале XX в. И признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями МВА являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место – основное внимание уделяется работе с «Реальными» ситуациями (case-studies). Главные вопросы, которые задают желающему получить степень МВА, звучат так: зачем Вам необходим диплом МВА? Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении на программу МВА, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). Раньше, единственным способом получить западный диплом МВА было отправиться на учебу за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В составе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Выбирая обучение по вышеперечисленным критериям, я остановился на программе «МВА: менеджмент – международный бизнес» в Вышей школы международного бизнеса. Стоимость обучения весьма лояльна и график обучения позволяет совмещать и работу, и обучение. Двухлетняя программа состоит из 6 модулей: среда бизнеса, управление финансами, менеджмент, маркетинг, международный бизнес и личностное развитие. Профессорско-преподавательский состав остепенён и имеет большой стаж работы на управляющих должностях различных предприятий. На занятиях помимо теоретической части, так же рассматриваются практические стороны процессов с применением полученных навыков. На мой взгляд опыт, передаваемый преподавателями – бесценен, знания и умения всегда являются отличительной чертой успешного руководителя.

                                  Евгений

                                    В настоящее время я работаю в крупной организации, занимающейся строительным бизнесом, в должности руководителя департамента проектирования и инженерных изысканий. Мне 32 года. Дальнейшую деятельность я вижу в сфере проектирования (строительства). Ближайшие 2 года считаю для себя основной задачей повысить свой профессиональный уровень в области менеджмента и управления персоналом. Стремлюсь к должности руководителя проектной (строительной) организации. На мой взгляд, современный российский руководитель – это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. При этом, лишь один из четырех руководителей, по данным НИИ труда России, читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам, менеджменту и маркетингу. России остро не хватает современных эффективных менеджеров. Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность. При этом уметь подбирать и обучать работников, расставить их по соответствующим местам. Основными специфическими задачами для Российского менеджмента на данном этапе видятся: -​ изменение стереотипов сознания и поведения участников бизнес процесса; -​ подготовка кадров новой формации. Чтобы стать успешным руководителем в настоящее время необходимо каждый день усовершенствовать свои знания, получать опыт из различных источников и, конечно же, идти в ногу со временем. По моему мнению, идея о реализации программы МВА в России это грамотный и перспективный шаг в развитии экономики страны. Конечно же я, как и любой современный предприниматель нуждаемся в перенятии опыта от предприятий – мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров, но не всегда это может реализоваться в жизни, так как нет столько свободного времени и возможности отказаться от своих дел и уехать обучаться в другой город (не говоря уже о стране). И когда я увидел на сайте, что в Краснодаре уже существует бизнес-школа (Высшая школа международного бизнеса), которая имеет собственную государственную лицензию, дающую право реализовывать программу МВА и собственный штат бизнес-тренеров, моему удивлению и радости не было предела. Внимательно изучив тот набор предметов, что предлагают в ВШМБ, я понял насколько грамотно сочетаются и дополняют друг друга каждый из модулей и насколько они взаимосвязаны. Руководитель всегда должен изучать бизнес-среду, в которой функционирует его предприятие, уметь управлять финансами фирмы, уметь грамотно организовать деятельность персонала фирмы, разрабатывать маркетинговую политику (а как мы знаем, в современном мире, без маркетинга не может быть менеджмента), и конечно же проводить деловые переговоры, в том числе и международные. И все эти качества сочетает в себе программа МВА.

                                        Вячеслав

                                          В моём представлении, карьера – это лестница, на каждой ступени которой находится кропотливый труд. В первую очередь, я ставлю себе цель: попасть в определенную компанию, занять определённую должность, и затем прилагаю все усилия, чтобы выполнить задуманное. Я обозначил круг своих интересов: техническая направленность, сфера транспорта и продвигаюсь в этом направлении. На ближайшие два года в моих планах стоит обучение и работа на должности руководителя среднего звена крупной компании с развитым автопарком – начальник отдела транспорта, заместитель руководителя по техническому обеспечению. Для воплощения моих планов нужен грамотно составленный график обучения, высококвалифицированный коллектив преподавателей и наличие практической стороны в обучении. Все эти критерии отражены в учебном плане программы МВА, которая реализуется в ВШМБ ЮИМ. В каждом блоке представлены дисциплины, раскрывающие особенности и трудности каждой сферы предприятия, будь то финансовая или маркетинговая сторона деятельности, таких блоков (модулей) в программе 6 и все они формируют теоретическую и частично практическую базу для высококвалифицированного руководителя. Почему частично? Потому что для окончательного формирования умений, полученные знания должны применяться не только для решений case-studies в аудитории на занятиях, но и в практике на своём предприятии, учитывая все его уникальные характеристики. Диплом Мастера делового администрирования поможет продвинуться по карьерной лестнице за счёт приобретённых знаний, сформировавшихся умений и отработанных навыков.

                                              Ангелина

                                                Википедия трактует понятие «карьеры» как результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Для меня в этом определении ключевым является слово «осознанный», потому что карьеру нужно строить целенаправленно. В настоящее время, сфера моей деятельности – авиационный бизнес, и цель моего обучения на программе МВА – получение и накопление управленческих и организационных навыков. Программа МВА Высшей школы международного бизнеса привлекает, в первую очередь, своим перечнем дисциплин и преподавателями-практиками. Необходимый объём знаний подкрепляется постоянной практикой, как в аудитории, так и на предприятии, путём применения и отработки полученных знаний. Цель обучения – получить не просто степень Мастера, а именно научиться подходить к решению задач нестандартно (относительно российских канонов) и выбирать наиболее эффективные пути для достижения результатов. Очень удобно составлен график занятий, не мешает ни рабочему процессу, ни времяпрепровождению с семьёй. В качестве дополнительного «бонуса», в ВШМБ можно получить европейский диплом по программе МВА, это огромное преимущество перед другими ВУЗами-реализаторами подобных программ, т.к. только в ВШМБ программа МВА лицензирована для ЮФО в отличии от других образовательных центров, которые пользуются лицензиями Москвы.

                                                      MBA
                                                      Спрашивали? – Отвечаем

                                                        Временные рамки под влиянием калейдоскопа событий и интенсивности изменений в социальной, политической и экономической жизни мира, а тем более в России, наиболее подверженной изменениям, проблема выбора пути развития страны в социальной и экономической сфере касаются каждого человека с точки зрения планирования своего будущего, и уж тем более потенциального или актуального управленца на каждом из уровней управленческой иерархии: менеджера топ-, бизнес- и функционального уровней.
                                                        Так или иначе, из наиболее часто указываемых побудительных мотивов слушателей, принявших решение о получении высшей в сфере бизнеса (не науки) степени МВА (Мастер Делового Администрирования) выделяются следующие: карьерный рост, новые знания и навыки, престиж, формирование личностных (лидерских качеств), формирование новых связей и контактов .
                                                        И, если в развитых странах Запада критерии выбора определялись в течение десятилетий, в достаточно устойчивых в экономическом, политическом и социальном плане обществ, то в России переходный период предопределяет постоянную волатильность не только в сфере валютных отношений, но и в экономике, финансовой и экономико-правовой среде, т.е. внешней среде, достаточно агрессивной по отношению к бизнесу. Отсюда и требования к качеству подготовки специалистов и управленцев любого уровня значительно разнятся в разрезе целей и задач, решаемых на Западе и в России.
                                                        Еще в начале 90х, в приватной после протокольных переговоров беседе шведский бизнесмен Йохан Ларсен поделился со мной опасениями: «Ваши бизнесмены, в силу своей предприимчивости и умению преодолевать невероятные сложности, вскоре могут составить опасную конкуренцию западным бизнесменам, где десятилетиями царила размеренность, тишина и спокойствие».
                                                        Почему же по прошествии почти двух десятков лет этого не произошло?
                                                        В том числе, из-за отсутствия,  как стратегии экономического развития России, так и стратегии подготовки управленческо-экономических кадров.
                                                        Во второй половине 80х и начале 90х предпринимательство развивалось в виде кооперативного движения, тысячи предприятий воспользовались Законом об аренде (госпредприятий) с выкупом, что было напрочь загублено бригадой гайдаровских и чубайсовских выпускников чикагской школы путем великого ваучерного мошенничества века.
                                                        Умные профессионалы-управленцы были не нужны, поощрялась подлость, хитроумие, умение урвать, откатать и поделить.
                                                        В Китае и Индии, например, в это время в рамках государственной политики и за его счет на основе серьезной селекционной работы тысячи слушателей и преподавателей отправлялись на учебу в США, Европу, Австралию, Канаду в лучшие университеты и школы бизнеса. Ранее, обучаться бизнесу, менеджменту и маркетингу в школах бизнеса Запада направляли Япония и Корея. Т.е. там, где правительства являлись выразителями интересов нации, а не группы псевдоэлиты, формировалось сообщество управленцев, способных адаптировать полученные знания и навыки в обеспечение последовательно проводимой органами власти, в центре и на местах (с учетом спецификации отдельного региона) экономической стратегии по достижению ведущих позиций в мировой экономике.
                                                        В новой истории России, 90е определенно можно назвать десятилетием упущенных возможностей, нулевые годы для России и для бизнеса, в силу высоких цен на нефть и относительной экономической стабильности, вовлекли в обучение по программе МВА уже достаточно большой контингент слушателей разных возрастов и должностных позиций, хотя наиболее активно этот процесс развивался в Москве, Питере и был представлен одной-двумя школами бизнеса на Урале, в Сибири, Татарстане. Но и в этом случае участие государства достаточно минимально. Развитие программ МВА реализовывалась в виде частной инициативы в ведущих экономических вузах Москвы и Петербурга, что предопределило разработку государственных российских стандартов, равно как  монополизацию этой сферы и нереально высокую стоимость (в среднем от 500 тыс. до 1 млн. рублей). Для Москвы, аккумулирующей более 80% финансовых ресурсов страны, суммы может быть и реальны, но не для бизнесменов и управленцев из регионов России.
                                                        К сожалению, и программы MBA, и преподаватели были сориентированы на модули и курсы (с точки зрения их актуальности) именно на экономике столиц, которые разительно отличаются от реалий, например, экономики Кубани в отраслевом и финансово-экономическом аспектах.
                                                        Последние доводы, поддержанные различными Департаментами образования и науки, Внешнеэкономической деятельности, Администрацией Краснодарского края, ТПП, Ассоциацией экспортеров и импортеров Кубани, Попечительским Советом и Ассоциацией выпускников ВШМБ, наряду с аккредитацией программы МВА и Бакалавриата Европейским Советом по бизнес образованию (штаб-квартира Брюссель), позволили преодолеть лицензионную блокаду и добиться права выдавать государственный диплом, наряду с международно-признаваемым.
                                                        Почему обучение и получение степени МВА на Кубани, равно как и во всей России приобрело такую актуальность? Почему именно сейчас необходимость приобретения знаний и особенно прикладных навыков признается крайне актуальной российским правительством, региональным и муниципальным органами власти с одной стороны, и руководителями разного уровня и предпринимателями, в том числе из зарубежа с другой?
                                                        Да потому, что финансовый кризис (в России его все чаще называют кризисом управления) выявил уязвимость, отсутствие стабильности и поступательного движения как на макро, так и на микроуровне.
                                                        В России, как в никакой другой стране нужно быть не просто менеджером, но и менеджером по антикризисному управлению и управлению изменениями. А это обеспечивается модульной структурой программы МВА, адаптированной к потребностям региональной экономики, целями, структурой и содержанием каждого учебного курса, с внесенными в бизнес-образование компонентами, которые отсутствуют, скажем, в экономическом и социологическом образовании, а именно: выработку и закрепление соответствующих навыков, посредствам тренинга, обучения действиям, ролевым играм и интеграционным проектам.
                                                        Последнее, способны обеспечить преподаватели, у которых наряду с научными степенями и званиями,  наличествует успешный управленческий опыт в сфере корпоративного, антикризисного и финансового менеджмента, в краевых судах и налоговых органах, в маркетинговых, аудиторских, внешнеэкономических и рекламных фирмах и ассоциациях, таможенных органах и региональных органах управления.